ФГОС ДО (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандартаявляются отношения в сфере образования, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Организации), индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями).

Право на реализацию Программы имеют Организации, индивидуальные предприниматели при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Требования Стандарта являются обязательными при реализации основной образовательной программы дошкольного образованиядля Организаций и индивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.

Родители (законные представители)  индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности,могут использовать положения Стандарта при самостоятельной реализации Программы.

Получение дошкольного образования в Организациях может начинаться в любой момент по достижении детьми возраста двух месяцев.

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

поддержки специфики и разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Основные принципы дошкольного образования:

— полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

— индивидуализации дошкольного образования;

— содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

— поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

— партнёрства Организации или индивидуального предпринимателя с семьёй;

— приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

— возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

— учёта этнокультурной ситуации развития детей;

— занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта.

 

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

— повышение социального статуса дошкольного образования;

— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

— обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

— охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

— создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

— обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

— формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей;

— обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

— определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Стандарт является основой для:

— разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);

— разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

— формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

—  объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт устанавливает требования:

к структуре Программы и ее объёму;

к условиям реализации Программы;

к результатам освоения Программы.

Реализация Программы осуществляется Организацией или индивидуальным предпринимателем на государственном языке Российской Федерации.

Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем, на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на  государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем на  государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственного языка Российской Федерации.

Произошли изменения при переходе ФГОС ДО:

  • По ФГТ выделяли 4 направления развития и 10 образовательных областей, по ФГОС ДО направления развития и образовательная область – это одно и тоже. Стало 5 направлений развития.
  • Изменилось количество видов детской деятельности, добавились два новых вида.
  • Термин непосредственно-образовательная деятельность заменен на термин образовательная деятельность
  • Воспитательно-образовательный процесс теперь называется образовательный процесс
  • Основная общеобразовательная программа была по ФГТ, по ФГОС ДО – основная образовательная программа
  • Введен новый термин «амплификация» – обогащение детского развития.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Предметно-развивающая среда в младших группах

Особенности предметно-развивающей среды в старших группах

Предметно-развивающая среда в подготовительных группах