Воспитатель: Ланчева Светлана Владимировна

Как научить ребенка дружить

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРУЖИТЬ».

     Истоки умения дружить закладываются у ребенка в дошкольном возрасте за счет опыта общения со сверстниками. Однако в современной жизни, когда многие любящие родители стараются оградить малыша от детского сада, и он все время проводит в основном со взрослыми, особенно важно обсудить необходимость общения со сверстниками для формирования коммуникативных умений.

Оказывается, в этот период закладывается очень важное умение отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других, и это возможно только в среде сверстников. Никакие самые талантливые воспитатели способствовать этому не могут. Так как же это происходит?

Общение друг с другом у дошкольников происходит в основном в процессе игры. Они распределяют роли, придумывают сюжет игры, договариваются о том, кто какие игровые действия производит. Если задействованы игрушки, то обсуждают, кто какой игрушкой будет играть. Когда игра надоедает, они её заканчивают, переходя к другой. Что общего во всех названных сейчас действиях? Их слаженность, приспособленность друг к другу. Чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться, т.е. уметь приспосабливаться к интересам других детей.

Вы скажете, а почему такого не может быть в играх ребенка с взрослым? В них распределять роли, игрушки, определять сюжет и производить все остальные действия будет ребенок. Взрослый просто не сможет это сделать, потому, что он соглашается играть ради ребенка, а не получает удовольствие от игры, поэтому ему все равно – управлять танком или бронированной машиной. Ему не надо договариваться с ребенком, в какую игру играть. Выбор за малышом. Получается, что взрослый всегда приспосабливается к ребенку, который, в свою очередь, не получает опыта приспособления к интересам других.

Может быть, тогда в играх со взрослыми у ребенка сформируются предпосылки лидерства, т.е. он будет лучше уметь отстаивать свои интересы, чем те, которые общаются со сверстниками? Увы, нет. Поскольку взрослый либо соглашается с ребенком, либо что-то ему запрещает, но не вступает с ним в компромиссы. У ребенка нет необходимости придумывать какую-либо игру поинтереснее, чтобы другие захотели в нее играть или доказывать им, к примеру, чтобы игрушки распределялись по — честному.

Таким образом, только в общении со сверстниками ребенок учится отстаивать

свои интересы, с одной стороны, и принимать во внимание желания других, чтобы уметь играть вместе, с другой. К умению приспосабливаться к коллективу относят и овладение малышом своими агрессивными импульсами. К 4 — 5 годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. У девочек они могут принимать форму обзывательств, препирательства или жалоб взрослым. У мальчиков преобладают физическая агрессия: намерения толкнуть, плюнуть, ударить. Самое интересное, что попытки завязывания дружеских отношений поначалу сопровождаются  агрессивными проявлениями как следствие обид друг на друга. К концу дошкольного возраста ребенок приспосабливается  к требованиям среды сверстников, и агрессивные проявления ослабевают. Дети уже умеют отстаивать свои интересы, не прибегая к агрессии. Хотя не следует говорить о том, что в идеальном варианте агрессия совсем сойдет на нет. У ребенка с высоким уровнем общительности должна присутствовать здоровая агрессивность. И, наоборот, полное отсутствие агрессивности,  вероятнее всего, говорит о боязливости ребенка или же о его эмоциональной неустойчивости.

Аналогично нужно относиться и к конфликтам детей. Их не нужно считать показателем неумения общаться и не стоит особо акцентировать на них внимание. Более того, участие в конфликтах ребенку дошкольнику даже необходимо, поскольку постепенно он вырабатывает конструктивные стратегии их разрешения. Намерения детей 3 — 4 лет в основном импульсивны и удовлетворяют собственные потребности. Поэтому дети используют, толкают друг друга, отнимают или ломают игрушки, дразнят, обзывают. Дети 5 — 6 лет уже принимают во внимание потребности других. Могут использовать убеждение и компромисс. Можно сказать, что дошкольное детство вносит весомый вклад в развитие «социабельности» или социальной привлекательности детей. Если, в раннем возрасте формировались только предпосылки этого, то теперь ребенок уже имеет стойкий набор качеств, которые либо делают его успешным в общении, либо создают трудности.

Исследования показывают, что в стабильном  детском коллективе, можно четко увидеть 3 группы – признаваемые, отвергаемые, пренебрегаемые (игнорируемые). Ребенок, которого признают другие дети, как правило, умен, изобретателен в играх, эмоционально устойчив, надежен, готов сотрудничать и восприимчив к чувствам других. Кроме того, такой ребенок компетентен при осуществлении важных для детей видов деятельности, поскольку остальные оценивают их с точки зрения фактического вклада в то дело, игру, которую ценят сами сверстники. Другими словами, он редко их обижает и умеет интересно играть.

«Я дружу только с Женей и Аней. А Олеся.. Она плохая. Она лезет ко мне все

время и дерется…. Я ее тоже бью». Катя, 5 лет

Отвергаемые дети, напротив, чаще конфликтны, настаивают на выполнении их желаний, не понимают внутренний мир сверстников. Многие из них имеют трудности с установлением границ между собой и другими людьми. Они, с одной стороны, позволяют себе нарушать границы других детей – пристают к ним, вмешиваются в их игры, с другой, – не умеют держать свои границы. Поэтому сверстники могут их спокойно обижать, брать их игрушки.

Игнорируемый ребенок – это тревожный, не имеющий социальных навыков, в особенности, не умеющий интересно играть. Нередко при этом такой ребенок может прекрасно общаться с взрослыми, комфортно чувствовать себя именно в их среде. Стоит учесть, что мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу. Если значимый взрослый, (воспитатель или родитель) отторгает ребенка, вероятнее всего, его отвергнут и дети. Большую роль в общении детей играют подражательность и соревновательность. Если что-то есть у одного, то обязательно нужно другому, причем в тот же самый момент. Часто это приводит к конфликтам. Не быть первым, не победить – осознание дошколенком этого факта может довести до слез. Взрослым это тоже нужно знать, чтобы правильно оценивать поступки своих детей. К 4-5 годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления.

Если мы хотим, чтобы ребенок был социально привлекательным, он должен уметь отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других. Это важнейшее умение закладывается в дошкольном детстве. Поэтому так важно в это время предоставить ребенку время и место для свободного общения, для игры, в процессе которой, оно и происходит. Общение в процессе обучения на курсах подготовки к школе, секциях этого не заменит, поскольку осуществляется под контролем взрослых.

Конечно, если в семье есть дети погодки, это облегчает ситуацию. Но поскольку многодетные семьи у нас редки, то детский сад или прогулки во дворе, с большим количеством сверстников (последний вариант при условии, что мама не будет вмешиваться в конфликты) – вот что нужно ребенку — дошкольнику.

А что если ребенок часто болел и не мог ходить в детский сад или же провел дошкольное детство с няней? И опыта общения со сверстниками у него недостаточно? Нужно «зажать свое сердце в кулак», потому, что ребенка будет очень жалко, и предоставить ему возможность самостоятельно общаться со сверстниками прямо сейчас! Да, ему будет трудно, но будем укреплять в нем веру в себя, анализировать ошибки в общении, помогать делать правильные шаги. И все обязательно получится!

Главное помнить – социальные навыки, заложенные в раннем детстве, пригодятся ребенку в течение всей будущей жизни.